СлабовидящимСлабовидящим

Дневник будущего геолога

Многие студенты привыкли относиться посредственно к своей практике, но только не студенты 2 курса геологического факультета ИНиГ УдГУ.
Шесть недель длилось противостояние отважных искателей и копателей и беспощадных сил природы. Пронизывающий ветер, холодные проливные дожди, которые могут идти, кажется, вечность, или наоборот, палящее солнце, скрыться от которого можно лишь в лесу, кишащему полчищами комаров.
Но прежде всего, нам предстояло пройти серьезный инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами, передвижению по скалам, болотам, первой медицинской помощи пострадавшим и, даже, при встрече с дикими животными. Нам предстояло пройти испытания в пригороде Ижевска, в Фертиках, в Карелии и Мурманской области. Что ждет нас впереди? Об этом я постараюсь изложить в своем «дневнике путешественника».

Глава первая. Ижевск

24/06/15 День первый. Мы и представить не могли, что нас ждет сегодня на окраине города, рассчитывая на легкую прогулку на природе. Кто бы мог подумать, что уже на расстоянии пятидесяти метров от дороги мы попадем в непроходимые заросли крапивы и борщевика, которые порой приходилось вырубать лопатами. Глубокие овраги сменяются крутыми склонами холмов, с которых открываются живописные виды на долины рек. В таких местах быстро забываешь о цивилизации.
Александр Владиславович Сергеев кандидат географических наук, был назначен руководителем нашей практики. Опытный специалист, настоящий профессионал, он показывал все тонкости работы в полевых условиях. Поставлена задача провести геолого-съемочные работы и на их основе составить карты фактического материала четвертичных и дочетвертичных отложений, полезных ископаемых, инженерно-геологическую и геоморфологическую карты. Конечным продуктом будет отчет с подробным описанием исследуемого района.
Что ж, пора начинать! От точки к точке, поначалу медленно, но с каждым разом все увереннее, мы шли, копали, описывали, и шли вновь. Все яснее вырисовывалась в нашей голове общая картина местности.
27/06/15 Спустя три дня в нашем полевом дневнике появились данные с трех маршрутов, а значит, пришло время камерального этапа, то есть обработки всей информации. Для многих этот этап оказался сложнее предыдущего. Необходимо большое терпение, чтобы правильно построить все карты.
Практика в Ижевске была для нас своеобразным посвящением. Мы получили бесценные знания и опыт, которые понадобятся на дальнейшей практике.

Глава два. Фертики.

02/07/15. Деревня Фертики находится в районе Воткинска. Местность абсолютно незнакомая, в отличие от Ижевска, да еще и живность разная водится, вроде кабанов. ГНГ Фертики

К тому же в маршруты мы пойдем не всей группой семнадцать человек, а бригадами по четыре человека, и без наставника! Поэтому рассчитывать придется лишь на компас, карту и собственную память.

Карелия и Мурманская область.

Мы научились работать самостоятельно, теперь нам предстояло нарастить скорость работы. Если в Фертиках у нас было 10 дней на все маршруты и «камералку», то теперь в нашем распоряжении был один вечер.
19/07/15 На четвертый день «дальней» практики мы уже пережили 40 часов переезда в автобусе до Петрозаводска, отсутствие горячей воды в школе, где мы остановились, поход в местный геологический музей, маршрут в пригороде, прогулки вдоль Онежского озера. Завтра впервые оставим цивилизацию и поедем работать в «поле».
20/07/15. Вечером остановились на стоянку недалеко от Мурманска. На каменистом берегу озера.
Поэтому колья палаток ни в какую не вбивались. Пришлось прижимать валунами, которых здесь, к счастью, было предостаточно.
Через час начнем восхождение на гору «Лисья». Несмотря на то, что высота горы относительно небольшая (423м), ее вершина скрывается за густыми, тяжелыми облаками. Главное не забыть хорошенько утеплиться.
21/07/15 Подъем и спуск заняли почти 4 часа. Примечательно, что на пути наверх, мы встретили несколько озер и болото, прямо на склоне, сплошь заросшее густым мхом, в котором многие утопали сантиметров на 25, словно в перине. Нам очень не повезло с погодой. С вершины должны были открыться восхитительные просторы Кольского полуострова и даже Северный Ледовитый океан вдалеке. Мы должны были наблюдать, как солнце коснется горизонта и вновь поднимется над ним – начнется новый полярный день. Однако все это было скрыто за стеной облаков и туманом.
На этом сюрпризы не закончились. Приехав в мурманское общежитие, выяснилось, что горячей воды нет. Пришлось идти в краеведческий музей грязными, однако это неудобство быстро забылось. Музей оказался уникальнейшим по колличеству и качеству выставочных залов и экспонатов! Понравилось жутко!
После пообедали и пошли в очередной маршрут, но уже по Мурманску. Город не понравился, так как расположен на очень крутых склонах, поэтому и улицы все узкие и ходить по ним тяжело. Дома сильно страдают от местного климата, архитектура мрачная, погода постоянно пасмурная, общественный транспорт ходит как попало, в общем, неуютно.
22/07/15 Выехали из Мурманска рано утром. 3 часа в пути и вот мы в Териберке. ГНГ Териберка 2

Надо сказать, что место это очень своеобразное. Больше половины домов поселка, раскинувшегося среди огромных скалистых сопок, на берегу бухты Баренцева моря, заброшены. Одно кладбище кораблей чего стоит! Местный порт не смог выдержать конкуренции с крупными морскими портами, которые могли принимать большие суда, и многие жители уехали отсюда искать лучшей жизни. Но, несмотря на кажущуюся жутковатость, место оказалось очень уютным и невероятно красивым. Пожалуй? это наша лучшая стоянка. Поставив гидропост для наблюдений за приливами и отливами, и сделав все задания в маршруте, мы почти наперегонки бросились покорять самую высокую сопку на берегу бухты. На вершине нас ждало потрясающее зрелище: невероятная мощь и спокойствие, огромная сила и безграничная свобода – Северный Ледовитый океан!!! Неукротимые волны бились о скалы побережья, ветер буквально сбивал с ног, норовя сбросить тебя вниз, тело костенело от холода. Но уходить отсюда, в полной мере не насладившись видами просторов, было бы преступлением. Жаль, Сонька не пошла с нами. ГНГ Териберка

23/07/15 Все изрядно устали от постоянных переездов, маршрутов, сдачи опросов и отчетов и недосыпаний, поэтому по приезду в Мурманск, нас ждал день отдыха. Мы пошли на экскурсию на ледокол «Ленин» - первый атомный ледокол. Он покорял льды Арктики 30 лет, в настоящее время переоборудован под музей. Внутри оказалось какое-то невероятное количество комнат и коридоров, которые вместе составляли целый лабиринт, выбраться из которого, казалось, невозможно. Масштабы ядерного реактора, турбин да и вообще всех узловых частей судна не оставили равнодушным никого.
24/07/15 Сегодня наш путь пролегал рядом с Норвежской границей, поэтому нам пришлось пройти паспортный контроль. Еще мгновение – и мы оказались у живописного водопада – реки Шуонийоки. ГНГ водопад Шуонийоки Название говорит само за себя, мы находились на территории ранее принадлежащей Финляндии. Выполнив очередное задание, пообедав, и, конечно, вдоволь налюбовавшись красотами Шуонийоки, мы снова отправились в путь.
Скучать в дороге долго не пришлось, нам предстояло окунуться в историю. Вторая Мировая предстала перед нами на мемориале «Аллея славы защитникам Заполярья». На этом месте в 1941-1944 г.г. шли ожесточенные бои, никто не хотел отступать. Сохранившиеся до наших дней доты, последние слова защитников, отдавших свою жизнь за Родину, вырезанные в скалах, вызвали в душе ужас и, наверное, знакомую всем грусть, но в то же время чувства гордости и огромной благодарности за подвиг, который мы не забудем никогда.
К вечеру доехали до стоянки на берег озера Килпъявр. Задание сегодня было особенное: изучить глубину озера по пяти профилям с помощью эхолота и построить карту гидроизобат. Таким образом мы сможем определить рисунок части дна озера. Надули лодку, установили эхолот, поплыли. На воде оказалось холоднее, дул ветер, даже гребля не помогала согреться. Но интерес от новой необычной работы не позволял повернуть к берегу.
25/07/15 Сегодня мы вновь поднялись на гору. Гора Вудъяврчорр находится в полярно-альпийском ботаническом саде-институте имени Н.А. Аврорина и имеет высоту около 650 м. С нее открывается завораживающий вид на карьер самого крупного в мире месторождения аппатитов, которые добываются на склоне соседней горы в закрытых от людского глаза условиях. Подниматься пришлось по большим осыпям, валунам и глыбам, которые то и дело норовили сорваться вниз. По пути встречались небольшие горные ручьи, кристальная вода которых, перекатываясь с камня на камень, создавала множество водопадиков.
Медленно, но верно, мы приближались к конечной точке – огромному снежнику, который так и не растаял даже к концу июля. Еще несколько метров – и до облаков можно дотянуться рукой!
Уставшие, голодные, но счастливые, мы поехали в гостиницу. Наконец-то мы дождались горячей воды !
26/07/15 Сегодня нас ждал сюрприз – очередное восхождение. Гора стоит в небезызвестном среди специалистов Лапландском заповеднике. Высота ее меньше, чем у предыдущей, однако виды – куда красивее. Все потому что она не окружена другими горными массивами. Сложно точно сказать, чего больше вокруг – лесов или озер. Природа здесь кажется девственно чистой, будто ты – первый, кто ступил на эту землю. В Удмуртии легко можно встретить кого-то за городом, а здесь ты чувствуешь себя напрочь оторванным от цивилизации, только ты и природа. Наверное, в этом и заключается какое-то непонятное волшебство Карелии и Мурманской области.
28/07/15 После целого дня переезда и очередной полевой ночевки мы доехали до небольшого городка под названием Питкяранта, где нас уже ждал наш экскурсовод, человек интереснейший, по образованию тоже геолог. Он зашел к нам в автобус и мы все вместе поехали сразу на несколько интереснейших объектов. Шахты, в которых в свое время добывали цинковую и железную руду, ныне, к нашему большому сожалению, затопленные, водопад, на котором когда-то стоял металлоплавильный завод и карьер гранитов рапакиви. Эти граниты черно-розового цвета добывались для облицовки памятников, мостовых, стен соборов и прочих зданий в Санкт Петербурге и других городах.
Экскурсовод попрощался с нами до завтрашнего дня, а мы рванули на Ладожское озеро на стоянку. Очередной маршрут, на этот раз короткий, и то, чего мы так долго ждали – отвал! Роскошный по сравнению с нашим скромным рационом ужин, песни у костра под гитару и несколько праздничных сигнальных ракет, которые Александр Владиславович не без удовольствия запустил в небо скрасили нашу последнюю ночь «в поле».
29/07/15 В Питкяранта нас вновь уже ждал наш хороший друг-экскурсовод, на этот раз в местном краеведческом музее. Редкие минералы, старинные человеческие орудия труда, быт коренного населения, и многое другое – все настолько непривычно для жителя средней полосы.
ГНГ Мраморы Рускеала Завершив экскурсию по музею, мы без промедления поехали на вторую – уникальное месторождение мрамора, названное Рускеала. Мощные отвесные стены разноцветного мрамора с невообразимой текстурой достигали в высоту до 70 метров! Глубокие шахты, разработки на поверхности, россыпи мраморных обломков, самые необычные из которых тут же примеченные нашим пытливым взором и распрятанные по карманам, все приводило в восторг!
31/07/15 Вчера вечером прибыли в Питер, заселились в хорошую гостиницу. Любой приезжий не раздумывая пошел бы гулять вдоль старинных улиц и каналов, по паркам и скверам, но только не мы! Рано утром, как следует выспавшись, мы поехали в один из пригородов на маршрут, и здесь нас ждало, пожалуй, кое-что получше излюбленных туристических мест. Мы думали, что после всего увиденного и пережитого нас уже ничем не удивить, но пещеры в толще плотного песчаника мы встретить не рассчитывали. Извилистые коридоры, то широкие на столько, что по ним свободно можно было гулять, то узкие даже для того, чтобы проползти по-пластунски, расходились в разные стороны, сходились вновь и сменялись целыми залами с высокими (до 5-6 метров) и низкими потолками.
Даже и подумать никто не смел, что на окраине мегаполиса можно наткнуться на такие невообразимые места!
Последний маршрут пройден, и теперь нас ждет долгий путь домой. Оглядываясь назад, я понимаю, что еще каких-то 5 недель назад мы были совершенно другими людьми. Все то, что мы увидели, прочувствовали и узнали описать невозможно. Это останется с нами навсегда, и за это хотелось бы выразить огромную благодарность Сергееву Александру Владиславовичу, Кашину Алексею Александровичу и Ситникову Павлу Юрьевичу. Мы ценим ваш тяжелый труд, профессионализм в учебной части и организации практики в целом, заботу о студентах. Эти дни были просто сверх насыщены с точки зрения не только учебного материала, но и тех незабываемых мест, которые нам посчастливилось увидеть собственными глазами. Большинство из нас никогда не смогли бы приехать сюда сами и уже вряд ли вернутся в эти чудесные края.